Когда участок маленький и его сторона, выходящая на улицу, слишком короткая, чтобы установить и ворота, и калитку, приходится импровизировать. Одним из вариантов могут стать ворота с калиткой внутри. Это позволяет втиснуть их в ограниченное пространство и при этом не придётся каждый раз открывать тяжёлые ворота, чтобы пройти во двор. К тому же, это позволяет сделать их максимально большими, не отнимая целый метр ширины.
Планирование
Прежде чем приступать к покупке материалов и к работе, стоит всё продумать, иначе результат может оказаться совсем не таким, как ожидается. Следует предусмотреть и решить следующие вопросы:
- Ширина ворот – в них должен свободно проходить автомобиль, притом не только собственный, но и любой другой. Возможно, во двор нужно будет поставить джип друзей, или запустить «Скорую помощь» или пожарную машину. А может быть, иногда вглубь двора должен проезжать трактор или какой-нибудь коммунальный транспорт. Всё это нужно предусмотреть и сделать ширину створок достаточно большой.
- Решить, где именно будет врезана калитка. Её можно сделать в середине или сбоку. Нужно определить, какие размеры будут подходящими. Нужно учитывать, чтобы через неё свободно проходил не только человек, но и детская коляска. Однако у такой конструкции всегда имеется неудобный порог в нижней части, который мешает провозить коляску, а дети через него могут падать.
- Определиться с конструкцией. Ворота со встроенной калиткой могут быть откатными, распашными, автоматизированными. Каждый вариант имеет свои достоинства, но и свои недостатки. К тому же и стоимость реализации будет разной.
- Стоимость – учитывайте, что материал должен быть качественным, а значит, и дорогостоящим.
После этого можно приступать к более конкретному проектированию.
Конструкция
Остановимся подробнее на самых распространённых конструкциях ворот, в которых можно устроить калитку. Учитывайте, что чрезмерно усложнять её не следует, чтобы не возникали проблемы в разное время года. Калитку можно предусмотреть сразу или сделать её потом, но это тоже надо предусмотреть заранее.
Откатные ворота
Это набирающий популярность вариант со створкой, откатывающейся в сторону. Основное достоинство – не нужно много места для створок, ни снаружи, ни внутри. Всю необходимую гарнитуру можно купить, но выйдет это дороже, чем для обычной распашной конструкции, так как требуется множество специфичных элементов – усиленная рама, ролики и прочее.
Калитка, встроенная в такую сдвигаемую створку, должна быть хорошо утоплена и подогнана, чтобы ни за что не зацепляться. Ручку на ней придётся делать маленькой или утопленной.
Есть у откатных ворот с калиткой внутри и недостатки – зимой могут возникать проблемы с роликами из-за намерзшего льда, наметённого снега. Да и к грязи механизм тоже довольно чувствителен. Поэтому нужно максимально точно подогнать все детали и предусмотреть их защиту. Также нужно обеспечить ровную и очень прочную нижнюю балку.
Распашные ворота
Это самый распространённый вариант, так как проще других в изготовлении и установке. Распашные ворота с встроенной калиткой выглядят как обычные, только в них прорезается окно для калитки.
Нужно решить, куда они будут открываться – внутрь или наружу. Если внутрь, то должно быть достаточно свободного места для каждой створки. Если наружу – тогда автомобиль не сможет подъезжать вплотную.
Калитка, встроенная в ворота, добавляет им веса, поэтому для створок полезно предусмотреть колёсики. Если она расположена сбоку, нужно позаботиться, чтобы опорный столб не мешал её открывать полностью.
Автоматические ворота
Автоматика может устанавливаться на любой тип ворот. Её назначение – сдвигать или открывать створки, в том числе и не полностью, для прохода человека. Но полностью полагаться на автоматику нельзя, поэтому в такой конструкции тоже делают обычную калитку в воротах. Она окажется незаменимой при отключении электричества или каких-нибудь поломках.
Единственная сложность здесь – нужно всё настроить таким образом, чтобы автоматика не сдвигала створку, когда калитка открыта, иначе это может вызвать поломку каких-нибудь частей.
Конструкция калитки
Чтобы вставить калитку, в воротах достаточно прорезать отверстие прямоугольной формы, по ширине с запасом, чтобы вошли две стойки с каждой стороны. К одной створке крепятся навесы, к другой – запор.
Каркас калитки сваривается из металлических уголков или тонких труб. Для жёсткости нужно установить дополнительные диагональные или горизонтальные элементы. Дерево использовать не рекомендуется – оно со временем коробится, рассыхается, и служит всего несколько лет. После сборки, каркас красится.
Обшивается каркас в стиле всего забора. Так, если калитка в воротах из профнастила, то и обшивается профнастилом. Можно использовать доски, штакетник, рейки, или другие материалы. Дерево, естественно, обрабатывается антигрибковыми составами, а породу лучше брать устойчивую к атмосферному воздействию.
Для крепления обшивки обычно используют саморезы, хотя тип крепежа зависит от материала каркаса и обшивки. Самые популярные – распашные ворота с калиткой внутри, обшитые деревом или профнастилом, их делать проще всего, и этим занимается немало мастеров. Гораздо сложнее, дороже и дольше делать кованые ворота, там для крепления элементов обычно используется сварка.
Советую перед установкой таких ворот сначала тщательно изучить тему, чтобы была возможность экономии, а еще лучше сделать их самостоятельно, но этот вариант для мастеров. Кто в первый раз берет в руки молоток, конечно, с малой вероятностью сможет установить ворота.